Вы здесь

Бинауральное сведение

Хочу обсудить некоторые идеи. Меня очень интересуют технологии бинаурального микширования. Сейчас очень много музыки записывается по партиям в мультитрековом режиме. Затем, как правило, всё сводится в стерео. Я не против, но поскольку многие люди слушают музыку в наушниках, я считаю, что музыканты могут предлагать дополнительно особые миксы, предназначенные для прослушивания в наушниках. Такие миксы могут звучать значительно ярче и эмоциональнее по сравнению со стерео. Другим аргументом в пользу бинауральных миксов является отсутствие усталости при прослушивании в наушниках, в отличие от стерео, которое в основном звучит "внутри головы" и утомляет слушателя.

Я пробовал делать сведение с мультитреками и понимаю трудоемкость этого процесса. Мне видится, что важным промежуточным этапом для создания бинауральных миксов является создание многоканальных миксов. А это отдельная задача, которая требует специальной подготовки и таланта. Особенно показательными являются миксы, которые "в динамике" передают пространственную звуковую картину.

Буду рад попробовать свои силы в бинауральном сведении вместе с музыкантами.

Анатолий, здравствуйте!
Было бы здорово услышать вашу работу, приобщиться к вашему труду.
Скажите пожалуйста, а какие вы треки сводите. Как вы придаете им бинауральность, аналогово, программно?
Если вам не сложно, то можно через почту переслать файл для личного прослушивания. Я вам вполне честно отпишусь про свои ощущения, в плане эффекта присутствия.
Я, например увидел, что микшировать одномоментно записанные стерео\моно и бинауральную записи нельзя. А с чем вы столкнулись?

Анатолий, вы писали:

Я попробывал многие способы бинаурального сведения - аппаратные (аналоговые) и программные...  остановился на H3D binaural.

В качестве тестовых материалов беру многоканальные миксы, получившие высокую оценку в Google Surround Sound Group.

Высылаю небольшие фрагменты стерео- и бинаурального миксов композиции группы Flaming Lips. Стереомикс здесь тот, который представили сами музыканты.

Спасибо! Прослушиваю...

Анатолий, напишу про свои впечатления. Добавлю, что у меня нет соответствующего образования, чтобы претендовать на авторитетность в данном вопросе. Только личное мнение и пара стандартных ушей :) Первое, вы сводили "под свои уши" и то, как это услышал я может не соответствовать вашей задумке. Второе, технология бинаурализации, которой вы воспользовались может содержать в себе подводные камни, о чем напишу немного подробнее. Итак...

Исходный стерео-трек довольно плотный и вкусный, с мощными басами, солист в центре стереопанорамы, группа музыкантов - по сторонам от него. Голос солиста вполне яркий с эффектом присутствия. Бинауральный трек вносит существенные перестановки музыкантов и акцентов, меняет режиссерский замысел. Ведь цель бинауральности обеспечить большую прозрачность записи, сделать звуковое пространство объемным и внести сумасшедший эффект присутствия. Что происходит у нас? Голос на "заднем плане" уходит вправо. Музыканты хоть и "отбинауралились", но стали менее яркими, по эффекту ближе к обычному стерео. Это происходит потому, что примененная свертка (HRTF) вносит существенные искажения в спектр оригинала, может применяться только один раз и индивидуально к "каждому звуку" и т.д., и после этого никаких обработок быть не должно, кроме сведения, мне так кажется! Солист ушел за кулисы и поет оттуда (отдалился вглубь сцены)... Его голос стал приглушенным (подрезались верха, а это эффект присутствия), а музыканты стали вокруг микрофонов. Занавес...

Я как-нибудь напишу про свертку в распространенных плагинах, о том что они делают со звуком. Как-то так... Необходимо продолжить поиск! Попытаться найти подход, в котором не будут в сведённую запись вноситься артефакты, не входящие в режиссерскую задумку

Попытайтесь разобраться сами, какие типы сверток (HRTF) применены в вашем случае.

Было интересно послушать! Проблемма крайне сложная, недаром так много научных исследований на Западе. Спасибо!

Спасибо за честный ответ. Надеюсь, что следующее сведение будет лучше.

Впечатлила демонстрация AudioStage Unlimited  (цена ~ 2080 €) и его младший брат H3D (оф.сайт не работает почему-то...) :

 

 

AudioStage оснащен интуитивно понятным и наглядным интерфейсом, позволяет разместить на сложной виртуальной сцене все источники звука, слушателей, их траектории перемещения во времени и пространстве (это ключевой момент, который позволяет мозгу "вжиться в чужие уши"). AudioStage может подключаться в виде VST-плагинов, Audio Units, RTAS к множеству профессиональных программ: ProTools, Pyramix, Logic Audio, Nuendo, Cubase, Samplitude, FLStudio, Live!, Reaper, Audition (частично) и др.

 

Сравнение версий LITE Stereo Surround

Unlimited

Загрузка
+      
Полнофункциональное управление акустикой (2-х виртуальных комнат)
+
+
+
+
Множественные источники звука (2 точечных источника и один фоновый)

 +

+
+
+
Стерео сведение (можно использовать только настройки заданные по умолчанию)
+
+
+
+
Stereo spatialization (только настройки заданные по умолчанию)
+
+
+
+
Master & Aux mixes management
 
+
+
+
Stereo H3D and Stereo S3D spatialization
 
+
+
+
Timeline - Automations - 3D Animations
 
+
+
+
Project-based rental
 

 

+
+
Surround 5.1 & 7.1 mixing

 

 

+
+
VBAP et Ambisonics spatialization
   
+
+
3D loudspeakers layouts mixing
     
+
VBAP3D spatialization
     
+
Max emitters per scene   4 64 128 256

Анатолий, вы можете выложить на всеобщее обозрение ваш однобитный сэмпл для демонстрации. Интересует именно бинауральная запись. И чем ее прослушать...

Добрый день! Простите за долгое отсутствие. Однобитные записи на компьютере проще всего слушать программой Korg Audiogate. Ей же можно конвертировать DSD звук в другие удобные для вас форматы. Обязательно выложу что-нибудь в скором времени.

Добавить комментарий