Вы здесь

Начало сказа о том, как должно любителю грамотно бинаурально филдрекордить

Вроде все и просто, и сложно одновременно, но очень увлекательно в любом случае.

Вот дай мартышке дорогущий бинауральный микрофон, так она им станет или в футбол играть, или пользоваться как палкой, что зависит от конкретной модели, а именно формы. Можно записывать все подряд, в этом случае новизной является способ записи. Но это ещё не совсем творчество и общественно полезный труд на благо цивилизации, хоть и увлекательно и полезно на экспериментальной стадии.

Для любительской записи объемного звука лучше всего подходят микрофоны-внутриушные вкладыши.

Плюсы:

  • Собственная голова субъективно лучше консервирует объёмный звук и, с большей вероятностью, оператор звукозаписи останется довольным результатом при личном прослушивании. Такие любительские записи хорошо подойдут для личного архива и некоммерческого использования.
  • Мощное психоакустическое воздействие на постороннего слушателя, даже если его мозг не сможет расшифровать все пространственные эффекты.
  • Субъективно источники звука располагаются снаружи головы, а сам звук приобретает теплую окраску.
  • Эффект присутствия в пространстве события.
  • Бинауральное освобождение от маскировки (binaural release from masking) - речь о том, что даже в изрядно зашумленной обстановке можно будет выделить на слух полезный сигнал (голос на фоне интенсивных шумов легко выделяется мозгом в бинауральной записи - пример здесь).

Минусы:

  • В записи неминуемо будут присутствовать чмоканья губами, сглатывания слюны, охи, вздохи и прочие прелести. Попытки притаиться, не шевелиться приводят к обратному результату и сильно сокращают полезную безартефактную продолжительность записываемого сигнала.
  • Собственные уши, голова, торс привносят неповторимые искажения в АЧХ микрофона, и не факт что они окажутся универсальными для большой аудитории слушателей.
  • На слушателя может наводиться текущее функциональное состояние оператора (психоактивное воздействие) через едва слышимые звуки жизнедеятельности.

Существуют разные способы размещения внутриушных всенаправленныx бинауральных микрофонов:

  • располагается снаружи и в непосредственной близости от уха
  • Вставлен в слуховой проход и перекрывает его полностью или частично
  • мембраны микрофонов могут быть ориентированы под разным углом относительно друг друга
  • стенки микрофона акустически изолированы или нет от слухового прохода

Универсального обоснованного способа размещения нет и быть не может. Каждый решает этот вопрос для себя сам, по своим субъективным ощущениям. Дело в том, что воспроизвести акустические характеристики слухового канала и особенности его взаимодействия с барабанной перепонкой технически невозможно и любые физические модели неизбежно привносят в них искажения.

Требования к качеству записи, или какие частоты наиболее важны для передачи пространственных эффектов.

-Звуки разные нужны, звуки разные важны...

 

  • Удивительно, но многие любители бинауральной звукозаписи, выкладывают свои "сенсационные" демо в сильно сжатом виде. Оценить качество задействованного микрофона на основе такой демонстрации не всегда представляется возможным. Для передачи пространственных эффектов желателен широкий диапазон частот.  Мозг задействует разные механизмы локализации для низких (временной) и высоких (интенсивностный) частот. Хороший микрофон должен передавать с минимальными искажениями все звуковые частоты в слышимом в диапазоне 20Гц-20кГц, с минимальным собственным уровнем привносимых шумов, с приличным динамическим диапазоном (например, KU 100 - 119 dB). Обращаю внимание, что запись в режиме 96kHz более аккуратно передаёт форму звуковой волны, отвергаемую некоторыми личностями в целях экономии места на SD-карте, на том основании, что "зачем мне записывать в диапазоне 20-48000Гц, микрофон же работает с частотами 20Гц-20кГц...", а 24bit - лучше передадут разницу между самыми тихими и громкими звуками, тишина будет более естественной и прозрачной, с минимальным шипением. В шумной городской обстановке, однако,  целесообразно использовать фильтр НЧ (~100Гц).
  • И еще, по возможности, синхронизируйте видеоряд с бинауральным звуком, не позволяйте им противоречить друг другу!

Если вы пользуетесь бинауральными микрофонами вкладышами и собственными ушами, то будьте готовы к озарению, что не каждая форма уха и его строение (консистенция) обладает приличными акустическими характеристиками. Комбинация дорогой профессиональный бинауральный микрофон+ваше ухо дает не вполне предсказуемые результаты, иногда, неприемлемые.