Вы здесь

Какие наушники использовать для прослушивания бинауральной аудио-записи? Чьи УШИ и ГОЛОВЫ лучше?

Поделюсь своими скромными соображениями. В моем "парке" наборы резиновых ушных раковин и несколько голов манекенов "Dummy HEAD". Переслушано много чужих профессиональных бинауральных (БНА) фонограм и собственоручно записанных любительских, одно НО могу сказать точно: восприятие БНА в аудио-записи очень субъективно и ситуативно! Нельзя дважды прослушать одинаковую БНА!

Как оказалось, по моему собственному опыту "слЫшателя", бинауральное восприятие замыливается на какое-то время после перехода из зашумленного пространства (например, метро или оживленная улица с интенсивным движением); предварительном прослушивании некоторго количества БНА-записей с разнообразными чужими передаточными функциями (HRTF - head-related transfer function). Ранее казавшиеся очень удачными записи воспринимались "плоскими".

Такой же эффект, по аналогии, наблюдается и при просмотре 3D-фильмов. Как известно, зрительный анализатор использует сложный алгоритм выделения глубины пространства за счет бинокулярного зрения. В кинематографе задействованы не все эффекты и не физиологичным образом, как следствие, мозгу навязываются новые правил игры. В результате, во время киносеансов у части людей появляется головная боль - как сигнал не благополучия. Особо страдают автомобилисты - они оказываются не способны правильно оценить дистанцию между машинами. Длительность побочных эффектов от часов до нескольких суток.

Берегите уши от новомодных миксов, в которых задействованы черт-ногу-сломит-плагины, обрабатывающие фанеру неведомыми алгоритмами. Большинство таковых в природе не встречаются и могут повредить ваши тонкие механизмы и алгоритмы обработки сенсорной информации, ИМХО. Я имею в виду именно стерео-записи, прослушиваемые через наушники!

Увлекся малость! Так какие же наушники больше подходят!? Хорошие!

  1. Выбор наушников определяется способом записи БНА. По моему мнению наушники-вкладыши более универсальный вариант, могут подойти студийные наушники закрытого типа. Некоторые БНА - переставали "звучать" при прослушивании их через профессиональные мониторные наушники закрытого типа, но это не правило. Мне нравится бюджетный вариант наушников закрытого типа KRK Systems KNS 6400, которые пришли на замену более громоздким Наушники Sennheiser HD 215 II.
  2. Частотный диапазон наушников от 20 до 20kHz минимум. Чем шире эти границы, тем, как правило, бережнее будет передаваться основной слышимый диапазон. Сжатие в различных аудио форматах может ухудшать картину. Плохой железный звуковой тракт или его софтовые настройки (всевозможные 3-D улучшатели, ревербераторы, эквалайзеры, шумодавы, низкие частота дискретизации и глубина конверсии ЦАП, выставленные по умолчанию) сведут на нет все преимущества качественных наушников.
  3. При прослушивании БНА в помещении должно быть тихо, никаких посторонних звуков.
  4. Слух должен быть хорошо адаптирован в тихой обстановке перед прослушиванием.
  5. Слушать с приличным интервалом БНА с разными HRTF. Иначе, восприятие замылится.
  6. Чужая HRTF, присутствующая в записи, должна быть родственной вашей, т.е. функция описывать комбинацию рельеф|форма-ушной_раковины|головы+ расстояние_между_ушами+ содержимое_этого_пространства+et cetera. Простыми словами, чем больша голова-микрофон похожа на вашу голову, тем лучше.
  7. Разные типы звукового БНА материала звучат по разному. Выделить психоакустические эффекты, облегчающие бинауральное восприятие, и оценить их в этом случае сложно.
  8. Самое лучшее погружение в пространство БНА возможно лишь в системах виртуальной реальности, в которых звуковое пространство вращается, запрокидывается в соответствии с вращениями и угловыми ускорениями вашей головы. При этом мозг принимает правила игры и адаптируются к чужим/искусственным/ущербным/фрагментарным передаточным функциям (HRTF).
  9. Учитывайте импеданс (сопротивление) наушников. Высокоимпедансные наушники (например, 250 kOm) смогут "прокачать" не все бытовые аудио-устройства, в отличие от 32 kOm-ных, которые ничуть не хуже.
  10. Все очень индивидуально! Нельзя войти в одну реку дважды! Экспериментируйте...

*1 Способы записи:

Расположение микрофонов

Эффект

стерео-микрофоны расположены около ушей головы манекена. Акустическая тень головы.
микрофоны вмонтированы в резиновые анатомически точные слепки ушей, голова манекена покоится на торсе и материалы, из которых они изготовлены, имеют выверенные акустические характеристики, Вся мощь HRTF
Есть только уши (ушастый микрофон)... Расстояние между ними может быть очень маленькое. Может не естественно искажаться восприятие пространства, ИМХО
моно-запись обрабатывается особым образом. В результате "свертки" с нужными передаточными функциями HRTF источник звука воспринимается звучащим из заданной точки пространства. Качество HRTF библиотек имеет решающее значение, бесплатное не всегда позволяет получить качественный эффект, так как получение качественных импульсных характеристик требует огромных трудо- и время-затрат. А кто будет работать задарма и распространять свой труд на халяву? Я его слепила из того что было...

*2 Etc. (лат. Et cetĕra ) —  «и другие», «и тому подобное», «и так далее».